
Обзор года: прогресс или регресс в обеспечении равенства ЛГБТИК в 2021 году?
This post is also available in: English Українська
После трудностей, которые пережили практически все в 2020 году, мы возлагали большие надежды на 2021 год. Увы, этот год тоже был непростым. 2021 год был отмечен усилиями по восстановлению и перестройке, а также возвращением к некоторому подобию нормальной жизни во многих частях мира. Но для мирового ЛГБТИК-сообщества элементы прогресса и признания наших прав человека были омрачены многочисленными нападениями на наши права и продолжающимся усилением последствий пандемии. Тем не менее, несмотря на трудности, нам удалось добиться множества важных побед.
В то время как в Северной и Южной Америке и по всей Европе доступ к вакцинам от COVID стал доступен в 2021 году, в других частях мира этого не произошло. Более того, доступ всегда наиболее затруднен для наиболее маргинализированных слоев населения, включая ЛГБТИК. Таким образом, для значительной части нашего глобального сообщества возвращение к некоторому подобию нормальной жизни остается тем, к чему нужно стремиться, а средства к существованию ЛГБТИК по-прежнему ухудшаются из-за пандемии.
В дополнение к усилению уязвимостей из-за пандемии, в 2021 году также было предпринято множество попыток со стороны правительства еще больше нацелить, криминализировать и ограничить права ЛГБТИК. Например, в октябре Парламент Ганы начал рассмотрение законопроекта, который не только усиливает существующие законы, криминализирующие однополые отношения, но и делает защиту прав ЛГБТИК преступлением. У Уганде, где уголовный кодекс страны уже предписывает до пожизненного заключения за однополые отношения, парламент принял закон о сексуальных преступлениях, вновь криминализирующий и изображающий ЛГБТК как сексуальных преступников. К счастью, законопроект был отклонен президентом Уганды как избыточный из-за существующего уголовного кодекса.
В Индонезии по всей стране были ратифицированы местные анти-ЛГБТИК постановления, подстрекающие к насилию со стороны агрессоров против ЛГБТИК. В конце октября польский парламент представил закон «Остановить ЛГБТ». Законопроект, который официально запретит прайд-марши и другие собрания ЛГБТИК. В мае Венгрия приняла закон, запрещающий трансгендерам и интерсексуалам менять пол, а позже в том же году внесла закон, аналогичный печально известному российскому закону о пропаганде гомосексуальности.
Такие законы не только отменяют правовую защиту ЛГБТИК, но и дают зеленый свет насилию и дискриминации. В Гане активисты сообщили о беспрецедентной волне насилия в прошлом году, включая нападение на недавно созданный ЛГБТИК-центр. В провинции Ачех в Индонезии толпа граждан поймала и задержала двух геев, которые затем подверглись публичной порке. В Польше продолжаются нападения на Pride и другие ЛГБТИК-мероприятия.
К сожалению, ЛГБТИК не привыкли к правовым ограничениям и нападкам на нашу человечность. Наши общины долгое время использовались в качестве пешек в политической борьбе за власть, нас объявляли козлами отпущения, демонизировали и позиционировали как угрозу для общества, а также преследовали религиозные лидеры, стремящиеся контролировать социальные нормы и ожидания.
Таким образом, наши сообщества устойчивы и креативны перед лицом невзгод, и в 2021 году это продемонстрировало многочисленные заметные победы.
В июле Аргентина разрешила демаркацию третьего пола во всех официальных документах. В октябре в США частично последовали их примеру и выпустили первый в истории паспорт с маркером третьего пола (?X?). Оба события создают важный прецедент в признании существования небинарных людей и являются важным достижением для транс- и интерсекс людей, которые не идентифицируют себя как мужчина или женщина. В ноябре Апелляционный суд Ботсваны поддержал постановление Верховного суда от 2019 года, декриминализировавшее однополые отношения, тем самым положив конец попыткам государства сохранить устаревшие колониальные законы. А в самом конце года конгресс Чили одобрил равноправный брак, а Канада и Франция стала только шестой и седьмой странами в мире, запретившими так называемую конверсионную терапию.
Кроме того, произошли изменения и на глобальном уровне. В ноябре Генеральная ассамблея Наций приняла резолюцию о доступе к выборам, в которой прямо упоминаются барьеры, связанные с сексуальной ориентацией или гендерной идентичностью человека. Это важно, потому что это была лишь вторая резолюция Генеральной Ассамблеи, когда-либо прямо упоминавшая сексуальную ориентацию и гендерную идентичность, она представляет собой глобальное признание барьеров, с которыми сталкиваются ЛГБТИК-люди, и представляет собой важный инструмент защиты, который активисты могут использовать для продвижения дальнейшего прогресса.
Итак, что мы из этого вынесем? Отстаивать равенство ЛГБТИК непросто. И прогресс нелегкий — заметные победы омрачены сокрушительными неудачами. Исторически сложилось так, что наше сообщество является одним из самых недооцененных козлов отпущения, и по сей день 68 стран продолжают криминализировать однополые отношения. Нам все еще есть за что бороться. Но прогресс происходит. Каждый год. Вступая в новый календарный год, давайте поразмышляем над тем, что мы можем извлечь из прошлогодних неудач, отпраздновать победы и подготовиться к продолжению борьбы в 2022 году.
Эндрю Шлагер – помощник по развитию и коммуникациям OutRight Action International.
Перевел на русский Пользователь Hornet Den