У фильма «Бледная синяя точка», рассказывающего  об экзистенциальном кризисе астронавтки, к сожалению, так же не все идёт гладко

У фильма «Бледная синяя точка», рассказывающего об экзистенциальном кризисе астронавтки, к сожалению, так же не все идёт гладко

Be first to like this.

This post is also available in: English

На полпути к режиссёрскому дебюту Ноя Хоули (англ. Noah Hawley), «Люси в небе» («Lucy in the Sky», фильм «Бледная синяя точка»), отчасти вдохновлённая опозоренной астронавткой Лизой Новак (Lisa Nowak) — Люси Кола (Натали Портман), желавшая попасть на вторую миссию в космос, облачается в свой скафандр и погружается под воду, чтобы сымитировать условия невесомости. В сопровождении двух аквалангистов на пути к подводному космическому кораблю в симуляционном баке в виде пещеры, ее отправляют на задание: починить наружную панель.

В шлеме обнаруживается брешь. Вода начинает понемногу затекать внутрь, и Люси задерживает дыхание. Командование приказывает прервать миссию, но она зажимает пробоину, чтобы закончить свою работу и обойти своих конкурентов. Позже мы узнаем, что ее пульс оставался ровным и спокойным. Несмотря на то, что она лицом к лицу встретилась со смертью, она оставалась хладнокровна. Спокойное лицо астронавтки воплощает фильм Хоули: она видела необъятное величие и пустоту Вселенной и осознала, что даже такой выдающийся человек как она, — всего лишь пылинка на фоне истории. Она скорее умрёт, чем останется ничтожной. Люси Кола и всё происходящее в этой жуткой тишине, смиренное лицо Портман являются отражением полномасштабного экзистенциального кризиса.

Если бы только весь фильм Хоули был таким размеренным и напряженным, как этот момент. У этого шоураннера, продюсера и сценариста за плечами такие разноплановые шоу как «Фарго» («Fargo») и «Легион» («Legion»), и у него ещё полно идей. Фильм начинается со сцены широкого формата: Кола плывёт в космосе, поражённая окружающим её огромным чёрным горизонтом, прерывисто усыпанным звёздами, далёкой планетой книзу от неё и голосом её командира, призывающего её вернуться в космическую капсулу. Когда они попадают обратно в атмосферу Земли, соотношение сторон кадра изменяется, и оно будет изменяться дальше на протяжении всего фильма в зависимости от происходящего.

«Моей целью было сделать фильм субъективным», — рассказывает режиссёр о фильме «Бледная синяя точка». «Другими словами, я хотел сделать опыт зрителя максимально близким к опыту астронавтки, насколько я только мог. Одной из моих первых идей на этот счёт было уменьшение масштаба в моменты, когда она возвращается из космоса. То есть это полномасштабный опыт, когда она находится в космосе: она заряжена энергией и чувствует себя живой как никогда раньше, а затем, когда она приземляется на Землю, всё кажется меньше, кадр урезается до соотношения «коробки» 4х3, и это становится началом кинематографического подхода к фильму».

Этот подход Хоули — это его собственная «коробка 4х3», которая его окружает, потому что драма, которая развивается перед нашими глазами, так же утомительна, как и жизнь Люси стала для неё самой. Она возвращается домой к своему послушному мужу (Дэн Стивенс), брошенной племяннице (Пёрл Аманда Диксон), за которой нужно присматривать, и к вспыльчивой бабушке (Эллен Бёрстин). Она завязывает безвкусный роман с привлекательным астронавтом из ее команды, Марком Гудвином (Джон Хэмм), который прошёл через похожий опыт и способен понять её. Она обнаруживает, что он также трахает младшего кадета Эрин Эклз (Зази Битц), и она бросается на преследование их на пути из Хьюстона в Сан-Франциско в приступе ревнивой ярости, какой мы не видели на экранах со времён фильма «Роковое влечение» («Fatal Attraction», 1987). (Реальная астронавтка Новак была печально известна тем, что в свою погоню из Хьюстона в Орландо надела подгузники, чтобы не делать лишних остановок и не тратить время; фильм был раскритикован за пренебрежение этой деталью). Все это время Хоули сжимает и расширяет кадр киноленты в разные конфигурации, и вы уже зациклены на ожидании следующей смены соотношения сторон, вместо погружения в тяжелое положение персонажей.

Нельзя сказать, чтобы фильм получился безупречным, но он однозначно очень интересный, особенно когда Хоули расслабляется настолько, что предоставляет всё актёрам. Бёрстин прекрасно отыгрывает вредную старушку. А Диксон нашла прекрасный баланс между угрюмым подростком и преданной племянницей, которая к концу фильма кажется самой уравновешенной из всех. И вам вряд ли понадобятся технические детали, пока есть точно откалиброванный инструмент в виде Натали Портман, исследующей пространство, внешнее и внутреннее; вы видите всё, что она чувствует. И даже когда под конец фильма история отклоняется, и ведётся повествование драмы о том, как она отслеживает Гудвина во время его небольшого отдыха, мы её понимаем и вздрагиваем от упрямства её действий.

«Бледная синяя точка» от режиссёра Ноя Хоули с Натали Портман в главной роли уже в кинотеатрах.

Перевел на русский Пользователь Hornet @idgaf5

Quantcast